- МЕЛОДИЯ
- есть последование осмысленных по отношению друг к другу тонов, подобно тому, как гармония есть одновременное звучание таких же тонов. Основным принципом мелодического в музыке является движение голоса вверх и вниз (восхождение и нисхождение) и притом не скачками, а последовательно, постепенно; такое именно движение по ступеням больше всего свойственно чистой, не опирающейся на гармонию, мелодике. В нашем гармоническом стиле наименьшие шаги голоса (на полутон или тон) называются мелодическими, большие же шаги (на терцию, кварту и т.д.) обыкновенно называются гармоническими. Движение тона в верх, усиливая оживление, производит впечатление напряжения; наоборот, движение вниз, уменьшая оживление, производит совершенно противоположное впечатление. Таким образом движения этя можно уподобить движениям души при аффектах: движение положительное (вверх) соответствует влечению, жажде, стремлению, желанию, натиску и т.п., тогда как отрицательное (вниз) отречению, разочарованию, самоуглублению, успокоению. Для получения таких элементарных эффектов достаточно самого факта повышения или понижения высоты тона, в чем можно убедиться из действия на нас завываний бури (или напр. близко с ними схожих хроматических пассажей в "Моряке Скитальце"); м. же, представляющая собою ряд тонов, по известному плану расположенных и гармонически осмысленных, конечно теряет часть этой элементарной силы, но за то приобретает новую, более могучую в эстетическом отношении силу воздействия, основанную на прелести гармонических соотношений и на объединении отдельных мелодических шагов в более широкие мелодические построения (стилизация мелодического элемента). Задачи учения об образовании мелодии, предназначенного для практических целей, должны были бы быть следующие: 1) установить значение, которое имеют диатонические гаммы, как наиболее доступные пониманию схемы мелодического движения; 2) исследовать разнообразные формы, в которых может мелодически выразиться аккорд, смотря по своему значению в тональности; 3) выяснить простейшие элементы, из которых слагаются музыкальные формы, (образование периодов, развитие мотива, имитация). До сих пор, однако, такого курса "учения о м-и" исходящего из одного основного принципа и систематически излагающего предмет ни в музыкальных школах, ни в учебниках не существует; вследствие чего элементы учения о м-и поневоле излагаются в курсе гармонии, а высшие его отделы в курсе композиции. В кач. опытов построения настоящего учения о мелодии можно назвать: Jos. Riepel "Tonordnung etc." (3 части 1755, 57, 65), Nichelmann "Die Melodie etc." (1755), Reicha "Traité de mélodie" (1814 [1832]), L. Bussler "Elementarmelodik" (1879), H. Riemann "Neue Schule der Melodik" (1883) и "Katechismus der Kompositionslehre" (2-e изд. 1897 I-я часть, 1-я глава), Cremers "L'analyse et la composition mélodique" (1898).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.